Кошки, Собаки

Главная / Энциклопедия / Собаки / Дерматомикозы собак и кошек

Дерматомикозы – это обширная группа кожных инфекций, которые провоцируют патогенные грибы. Заболевания передаются от домашних животных человеку. Наиболее распространенные из них – это трихофития и микроспория, которые еще часто называют стригущим лишаем.

Микроспория – это заболевание кожи и ее производных (шерсти, когтей), вызываемое грибами рода Microsporum. Основной признак заражения – появление облысевших участков кожи круглой или овальной формы. Их покрывают корочки и редкие обломанные волоски.

Трихофития, или трихофитоз – это инфекционная дерматологическая болезнь, которую провоцируют грибы рода Trichophyton. Клиническая картина обеих патологий одинаковая: при трихофитии также появляются участки кожи с обломанными волосами, покрытые корками и чешуйками.

Микроспорией и трихофитией может заразиться питомец любого возраста. Заболеванию наиболее подвержены котята и щенки с первых дней жизни. Источником служат больные животные, в городе основные носители – это кошки и мышевидные грызуны, в первую очередь бездомные. Стригущий лишай не имеет определенной сезонности.

Грибок проникает в глубокие слои кожи, провоцирует гнойное воспаление с последующим образованием микроабсцессов. Пораженные участки зудят, питомец начинает чесаться, из-за чего возбудитель распространяется дальше.

Чаще всего признаки дерматомикозов замечают на голове, ушах и хвосте. Иногда облысевшие участки вытянутой формы пересекают нос, рот или подбородок.

В тяжелых случаях стригущий лишай покрывает все тело: кожа шелушится или становится сальной, волосы выпадают средне или сильно. Когти, пораженные патогенным грибком, деформируются и неправильно растут.

Различают следующие формы трихофитии и микроспории:

• латентная;
  • стертая;
  • поверхностная;
  • глубокая.

У молодых животных встречаются все формы, у взрослых заболевание преимущественно протекает скрыто. При поверхностном стригущем лишае волосы выпадают и обламываются, формируются отдельные круглые безволосые участки с шелушащимися пятнами. Зуд может отсутствовать, признаки воспаления малозаметны.

Глубокая форма встречается редко, у ослабленных питомцев и при длительном отсутствии лечения. В этом случае воспалительный процесс ярко выражен. Мелкие пятна на коже могут сливаться в большие, покрытые корками очаги.

Заражение происходит при контакте кожи здорового животного со спорами – клетками размножения грибов, которые образуются в большом количестве. Инкубационный период длится 5–40 дней.

Споры распространяются повсюду с отмершими клетками кожи, частицами волос, отпадающими чешуйками и корочками. Их трудно устранить, они долго живут и устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды. Возбудитель может находиться на предметах, с которыми контактировало больное животное.

Чаще всего заболевание передается через одежду и обувь хозяев, предметы, которые побывали вне дома, игрушки, подстилки, щетки. Споры находятся на полу, коврах, мебели, в ванной и душевой, а также в почве и на различных деревянных предметах.

Грибы и клетки их размножения любят тепло, влагу и темноту. Прямые солнечные лучи убивают микроорганизмы за несколько часов, излучение ртутно-кварцевой лампы – за 30 минут. При воздействии сухого жара (100–110 градусов) грибы погибают через 15–20 минут, при высокой влажности и температуре 80–90 градусов – спустя 7–10 минут.

Заражение человека

Люди достаточно восприимчивы к возбудителям трихофитии и микроспории. Обычно заражение происходит, когда кожа контактирует с шерстью, на которой находятся грибы и их споры. Достаточно просто погладить животное.

При передаче возбудителя дерматомикоза от питомца инкубационный период длится 5–7 дней. После на коже образуются четко очерченные пятна округлой или овальной формы с отрубевидным шелушением. Если возбудитель локализуется на голове, волосы обламываются на высоте 5–6 мм, на их пеньках образуются «чехлы» из спор грибов. Стригущий лишай может поражать брови и ресницы.

Дерматомикозы собак и кошек

Диагностика и лечение дерматомикозов у собак и кошек

Диагноз ставит врач-ветеринар после осмотра питомца, опроса хозяина и проведения лабораторных методов исследования. При облучении пораженной кожи ультрафиолетовой лампой Вуда 60% грибов рода Microsporum флуоресцируют зеленым цветом, остальные разновидности, а также Trichophyton не реагируют.

Однако подобное свечение дают и другие микроорганизмы, никак не связанные со стригущим лишаем. А также споры грибов могут определяться на шерсти здорового питомца. Поэтому результаты исследования с помощью лампы Вуда не имеют решающего влияния при постановке диагноза.

Ветеринар проводит микроскопическое исследование соскоба кожи. Отобранный биологический материал измельчают и на 10–15 минут помещают в 10% щелочной раствор. Затем образец переносят на предметное стекло и определяют наличие гиф или конидий.

С помощью микроскопии врач может не только выявить, но и со 100% точностью определить вид возбудителя. Если остаются сомнения, то соскоб без предварительной обработки высевают на питательную среду. Это позволяет выделить чистую культуру патогенного гриба.

Грамотное лечение может назначить только ветеринар. Нельзя ставить диагноз питомцу самостоятельно, основываясь на советах знакомых и статьях из Интернета. Выбранные лекарства могут не подействовать и состояние животного ухудшится. Кроме того, от кошки или собаки может заразиться любой член семьи.

Стандартное лечение стригущего лишая включает следующие мероприятия:

• внутримышечное введение вакцины против дерматомикозов 2–3 раза с интервалом в 10–14 дней;
  • удаление шерсти вокруг пораженных участков для предупреждения распространения грибов;
  • обработка кожи противогрибковыми кремами, мазями в течение месяца;
  • укрепление защитных сил организма иммуномодуляторами и витаминами.

В случае поражения обширных участков кожи, когтей, при глубокой форме дерматомикоза, а также у длинношерстных кошек и собак дополнительно в схему лечения включают противогрибковые препараты для внутреннего применения. При своевременном обращении в ветеринарную клинику и последовательном выполнении всех рекомендаций врача лечение успешно завершается через 3–6 недель.

Как исключить повторное заражение питомца и инфицирование людей, живущих в доме:

• ежедневно проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств и облучать помещение ртутно-кварцевой лампой;
  • после контакта с питомцем мыть руки;
  • дезинфицировать подстилки, щетки и прочие принадлежности домашнего животного;
  • не пускать больную собаку или кошку в спальню и на кровать;
  • полностью исключить контакт животного с детьми.

Следует регулярно осматривать шерсть питомца и при появлении симптомов, указывающих на заражение возбудителем трихофитии или микроспории, незамедлительно обратиться к ветеринарному врачу. При поражении кожи у человека нужно записаться на прием к дерматологу.

Вакцинация – это главный способ профилактики стригущего лишая у собак и кошек. Для предупреждения грибкового заболевания кожи используется множество препаратов: Вакдерм, Вакдерм-F, Микродерм и прочие.

В ветеринарной клинике «ДАР» ваш питомец получит квалифицированную медицинскую помощь. Врач тщательно обследует шерсть и кожный покров животного на современном оборудовании. Он не только назначит схему лечения, но также подберет средства для дезинфекции помещения и предметов обихода.

Дерматомикозы собак и кошек

Клиника «ДАР» имеет собственную лабораторию, которая выдает результаты в тот же день или в ближайшие дни после обращения. Срок выполнения анализов зависит от сложности исследования.

Вакдерм350
Вакдерм — F350